Закупки без конкурентов - доля неконкурентных закупок госкомпаний и госпредприятий выросла до 96%

04.04.18 Закупки без конкурентов - доля неконкурентных закупок госкомпаний и госпредприятий выросла до 96%

После мониторинга исполнения закона «О закупках товаров юрлицами» Минфин пришел к выводу, что более 96% закупок госкомпаний и госпредприятий осуществляются на неконкурентной основе. Об этом в докладе Минфина «Мониторинг применения ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2017 году.

(Справка. По состоянию на 31.12.2017 г., в ЕИС в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд зарегистрировано 90 650 организаций, на которые распространяется действие Закона № 223-ФЗ (в 2017 году добавилось 4 233 организации).

Более 96% закупок госкомпаний и госпредприятий осуществляется на неконкурентной основе. Лишь 3,6% закупок осуществляется «путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с требованиями гражданского законодательства». По состоянию на 31 декабря 2017 г. заказчиками применяется более 5 080 способов определения поставщика, доля единственного поставщика составила 31,1%, что свидетельствует о том, что этим способом оформляются самые дорогие закупки.

По итогам 2016 года неконкурентными были признаны 95% закупок в рамках 223-ФЗ; глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что 95% всех закупок госкомпаний проводятся у единственного поставщика и «являются имитацией торгов».

В целях решения проблемы многообразия применяемых заказчиками способов закупок, которое негативным образом влияло на прозрачность закупок и обеспечение добросовестной конкуренции между участниками закупок, а также создавало предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в Закон № 223-ФЗ были внесены изменения, регламентирующие перечень конкурентных и неконкурентных способов закупок.

По итогам 2017 года конкурентных закупок стало еще меньше.

С 1 июля 2018 года для заказчиков установлены следующие способы осуществления конкурентных закупок: торги, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, иные способы. Среди неконкурентных способов лидируют закупки с применением «иных способов» определения поставщика — 65,4% от общего объема закупок 2017 года. За 2017 год объем закупок с помощью «иных способов» вырос на 14,1%; по итогам 2016 года рост этого показателя составлял 16%.

​Более 65% закупок, попавших в категорию «иные», Минфин определяет, как неконкурентные, но не обязательно все они осуществлялись неконкурентным способом, считает эксперт Института государственного и муниципального управления ВШЭ Марина Турчан. «Часто заказчики добавляют в наименование способа закупки название электронной площадки, самой компании-заказчика, ссылки на положения о закупках, указывают подробности проведения процедуры определения поставщика и многое другое», — приводит пример Турчан.

Второй по популярности неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, он использовался в 31,1% от общего числа закупок в 2017 году.

Минфин выделяет еще один способ оценки стоимости объема заключенных договоров — через анализ ежемесячной отчетности заказчиков. По сравнению с 2016 годом объем закупок у единственного поставщика сократился в денежном выражении — с 10,4 трлн руб. в 2016 году до 9,6 трлн руб. в 2017 году, но вырос в процентном — до 51,6% (2016 г. - 49%).

Причина такого высокого уровня закупок у единственного поставщика может крыться в специфике заказчиков. Госкомпании (топ-5 заказчиков), часто закупают высокотехнологичную продукцию, поставщиков которой на рынке действительно мало. На долю топ-5 крупнейших заказчиков в 2017 году пришлось более половины всех закупок, осуществляемых в соответствии с 223-ФЗ, их объем составил 9 трлн руб.

В пятерку крупнейших заказчиков в 2017 году вошли: «Роснефть» и три ее «дочки» — «Башнефть», «РН-Транс» и «РН-Юганскнефтегаз» (вместе — 7,6 трлн руб.: 5,9 трлн руб., 764 млрд руб., 547 млрд руб. и 444 млрд руб. соответственно), а также ОАО РЖД (1,2 трлн руб.).

По сравнению с 2016 годом объем госзакупок сократился с 21,1 трлн до 18,7 трлн руб. При этом объем закрытых закупок (сведения о которых составляют гостайну) вырос по сравнению с прошлым годом почти на 50 млрд руб., до 778,7 млрд руб., и составил 4,2% от общего числа закупок (3,5% в 2016 году).

Правительство разрешило Минобороны, ФСБ и СВР до середины 2018 года проводить все закупки в закрытом режиме. Составлен перечень из 126 российских компаний и ведомств, которым рекомендовано перевести закупки на закрытую площадку Сбербанка. Негативно повлиять на конкуренцию могут и новые требования Минфина, согласно которым выдавать гарантии смогут только банки, соответствующие специальным требованиям, установленным правительством.

Ухудшились и показатели закупок у малых и средних предприятий (МСП). Согласно стратегии развития МСП до 2030 года, госкомпании обязаны постепенно наращивать закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства: в 2017 году госкомпании должны были отдавать 18% от общего объема заказов малому и среднему бизнесу. Из данных Минфина следует, что цели достичь не удалось: объем закупок у МСП в 2017 году составил 2,4 трлн руб., то есть 12,7% от общего объема договоров.

В настоящее время заказчиками в ЕИС размещено 2 569 перечней товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются только у субъектов МСП.

Наиболее востребованной продукцией (услугами), закупаемой у малого и среднего предпринимательства является:

  • оборудование для навигации и измерений;
  • компьютеры и периферийное оборудование;
  • услуги в области инженерно-технического проектирования и связанные технические консультативные услуги;
  • услуги по ремонту оборудования;
  • сооружения и строительные работы по строительству коммунальных объектов для электроснабжения и связи;
  • инструменты и оборудование медицинские;
  • здания и работы по возведению зданий.

Средняя стоимость договора с субъектом МСП составила около 8,3 млн рублей.

Лидерами по объему закупок у субъектов МСП среди крупнейших заказчиков являются: ОАО «РЖД» (207,26 млрд рублей), ПАО «Ростелеком» (124,26 млрд рублей), ПАО «НК «Роснефть» (97,90 млрд рублей), АО «РЖДстрой» (76,39 млрд рублей), ПАО Сбербанк (67,78 млрд рублей).

Участие МСП в закупках позволило нарастить такой показатель конкуренции, как число поставщиков на одну закупку: оно в 2017 году составило 1,7 — в 2015 году на одну заявку приходилось 1,2 поставщика. Предсказуемо наиболее конкурентны в этом отношении рыночное строительство (2,04), оптовая торговля (1,82) и транспорт (1,5), наименее — электроэнергетика (1,05) и поставки нефти и газа (0,89 поставщика на заявку — с учетом несостоявшихся закупок).

Закупки на территории Дальневосточного федерального округа

В 2017 году 2 453 субъекта МСП, зарегистрированные на территории Дальневосточного федерального округа, заключили 6 153 договора на общую сумму 57,89 млрд рублей с 121 крупнейшим заказчикомПри этом, обеспечен:

– прирост объема закупок на 56,62 % (на 20,93 млрд рублей);

– прирост количества поставщиков на 35,6 % (на 644 поставщиков);

– прирост количества договоров на 39,84 % (на 1 753 договора).

В 2018 году с учетом существенного расширения перечня заказчиков планируется увеличить объем закупок у субъектов МСП, зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа, на 50% (до 90 млрд. рублей).

Комментарий

В Хабаровске 02 апреля 2018 г. в Доме официальных приёмов Правительства Хабаровского края состоялся «круглый стол» - «Участие субъектов МСП в закупках отдельных видов юридических лиц по Федеральному закону № 223-ФЗ».

Открывая «круглый стол», заместитель министра экономического развития края по развитию предпринимательства и рынков Иван Загорский отметил значительный потенциал субъектов малого и среднего предпринимательства края в закупках крупнейших заказчиков, их «доращивания» в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Предметом обсуждения «круглого стола» стали вопросы:

«Обеспечение доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков» (Марина Полоус – заместитель руководителя Дирекции оценки мониторинга соответствия АО «Корпорация МСП»), «Меры финансовой поддержки АО «МСП Банк» субъектов МСП» (Дмитрий Гриднев - Региональный директор АО «МСП Банк»), «Участие в закупочных процедурах ПАО НК «Роснефть» на ЭТП ТЭК-Торг» (Евгений Можаев - коммерческий директор ЭТП ЗАО «ТЭК-Торг»), «Организация закупочной деятельности на примере ОАО «РЖД» (Виктория Бобылева - заместитель начальника Хабаровского регионального отделения ОАО «РЖД»), «Организация закупочной деятельности на примере ПАО «Ростелеком» (Марина Маслова – руководитель направления Отдела сопровождения закупок Департамента управления закупками МРФ «Дальний Восток» ПАО «Ростелеком»), «Организация закупочной деятельности на примере ПАО «Аэрофлот» (Александр Дюкин - главный специалист отдела координации и мониторинга Департамента управления закупочной деятельностью ПАО «Аэрофлот») и др.

 

 

По материалам: минфин, РБККоммерсант

 

Мониторинг 223 ФЗ.(PDF 893KB 04.04.2018, 14:50 / открыть в браузере )

Загорский(PPTX 2MB 04.04.2018, 14:51 / открыть в браузере )

Основные критерии программе ДОРАЩИВАНИЯ(PDF 632KB 04.04.2018, 14:52 / открыть в браузере )

Корпорация МСП.(PPTX 5MB 04.04.2018, 14:53 / открыть в браузере )

МСП Банк(PPTX 744KB 04.04.2018, 14:54 / открыть в браузере )

Поделитесь с друзьями ссылкой
Поделитесь с друзьями ссылкой

Чего не хватает на этой странице?

captcha

* Обязательное поле

Подписаться на рассылку

cccc