Вас проверяют

С 1 мая 2009 года действует федеральный закон № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, целью которого является защита предпринимателей от чрезмерного внимания со стороны государственных и муниципальных служб. Многим предпринимателям в новом законе понравились нормы, ограничивающие число проверок фирмы со стороны контролирующих органов, но иногда обычному предпринимателю трудно разобраться в деталях. Поэтому мы планируем разъяснить, как вести себя предпринимателю, если к нему пришли с проверкой. Предпринимателям полезно знать, что в соответствии со ст. 21 Закона №294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа, государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного (муниципального) контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок, в котором должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке. Представляется целесообразным изложить, как должны действовать предприниматели и представители органов контроля в различных ситуациях в целях минимизации риска возможного нарушения прав хозяйствующих субъектов. В частности: Если к предпринимателю приходят представители органа контроля (надзора) с целью проведения выездной плановой или внеплановой проверки.

В соответствии со ст. 12 Закона № 294-ФЗ выездная проверка должна начинаться с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. Проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа руководителя органа контроля, с которым предприниматель должен ознакомиться, прежде чем представлять требуемые документы.

В распоряжении или приказе о проведении проверки должны быть указаны следующие сведения:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должностных лиц, уполномоченных, привлекаемых к проведению проверки организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки. Предпринимателю следует обратить внимание, не превышены ли законодательно установленные сроки проверок, имеются ли правовые основания для проведения проверки, относится ли предмет проверки к полномочиям соответствующего органа контроля.

Согласно ст. 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок (документарной или выездной) не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов. Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица. Правовым основанием проведения плановой проверки являются разрабатываемые органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодные планы.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом. Предметом плановой проверки может являться только соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки в отношении одного предпринимателя могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Однако в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Правовым основанием для проведения внеплановой проверки может являться только:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

3) приказ (распоряжение) руководителя. органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ. При проведении внеплановой выездной проверки в необходимых случаях у представителя органа контроля должно быть в наличии согласование с органами прокуратуры, с которым может ознакомиться предприниматель.

Только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля может быть проведена в отношении их внеплановая выездная проверка по следующим основаниям:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При отсутствии необходимого согласования с органом прокуратуры проводимая проверка не является законной. Предпринимателю необходимо выяснить, полномочным ли лицом проводится проверка. Это лицо должно соответствовать названному в распоряжении или приказе о проведении проверки. Если к предпринимателю пришли проводить проверку неожиданно, без предупреждения.

Плановую проверку нельзя проводить без предупреждения, поскольку согласно ч.12 ст. 9 Закона №294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки. О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Без предупреждения орган контроля может проводить внеплановую проверку только в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также если внеплановая выездная проверка проводится на предмет соблюдения требований ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающей запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. Если органом контроля запрашиваются какие-либо документы, относящиеся к деятельности предпринимателя. Прежде чем представить требуемые документы, предприниматель должен выяснить, на каких основаниях они запрашиваются, соответствуют ли целям, задачам, основаниям проведения проверки.

Документы могут запрашиваться в рамках документарной или выездной проверки. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. Для получения необходимых документов согласно ст. 11 Закона № 294-ФЗ орган контроля должен направить в адрес предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган контроля (надзора) указанные в запросе документы. Эти документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

Органы контроля не имеют права требовать нотариального удостоверения копий этих документов. В рамках выездной проверки согласно ч. 5 ст. 12 Закона № 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ на территорию, в используемые здания, строения, сооружения, помещения и т.д.

Предприниматели должны знать, что должностные лица органа контроля не вправе: требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов; отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений; распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Предпринимателям следует учитывать, что требование документов, выходящих за пределы проводимой проверки, а также содержащих коммерческую тайну, может указывать на возможный рейдерский захват. Своевременное обнаружение этого и обращение в правоохранительные органы будет способствовать предотвращению захвата на ранних стадиях Если органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля требуют плату за проведение мероприятий по контролю. в соответствии с ч.8 ст.3 Закона № 294-ФЗ взимание органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю недопустимо. При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

Если для проведения проверки к предпринимателю одновременно приходят представители нескольких органов контроля. Частью 5 ст. 3 Закона № 294-ФЗ установлена недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Если для проведения проверки к предпринимателю приходят представители милиции. Такая проверка незаконна, поскольку с 01.01.2009 года органы внутренних дел лишены внепроцессуальных прав по проведению проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» в Закон Российской Федерации от 18.04.1991г. № 1026-1 «О милиции» внесены соответствующие изменения (п.25 ст. 11 исключен). Однако проведенный органами прокуратуры мониторинг надзорной деятельности показал, что органы внутренних дел продолжают вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства. В случае прихода представителей органов внутренних дел для проведения проверки предприниматель исходит из того, что органы милиции вправе проверять только имеющиеся в их распоряжении заявления о совершении преступлений (совершенных, совершаемых и готовящихся). Поступившая в органы внутренних дел информация, которая не содержит признаков преступления, административного правонарушения или оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, установленных ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», подлежит направлению для рассмотрения по существу в соответствующие органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 

 

Чего не хватает на этой странице?

captcha

* Обязательное поле
Поделитесь с друзьями ссылкой
Поделитесь с друзьями ссылкой

Подписаться на рассылку

cccc